
В Румынии отменили результаты президентских выборов и сняли ультраправого кандидата. В итоге все равно победил ультраправый кандидат — уже другой, но не менее радикальный Он требует присоединить к Румынии Молдову и часть Украины
Румыния второй раз пытается избрать себе президента. Первый раз Конституционный суд отменил результаты голосования в ноябре 2024-го, по итогам которого победил ультраправый кандидат Кэлин Джорджеску. 4 мая состоялось повторное голосование (уже без Джорджеску), в котором приняло участие 53% румын, имеющих права голоса. Первое место занял праворадикальный кандидат Джордже Симион, набравший 41% голосов. Примечательно, что полгода назад он был лишь четвертым. Во втором туре, назначенном на 18 мая, его противником будет независимый кандидат и мэр Бухареста Никушор Дан, за которого проголосовало вдвое меньше избирателей. «Медуза» рассказывает, как новый ультраправый кандидат привлек симпатии избирателей и какие у него шансы на победу во втором туре.
В Румынии уже полгода не могут провести президентские выборы. В результате страна живет и без президента, и без премьер-министра
На президентских выборах 24 ноября 2024-го неожиданную победу одержал Кэлин Джорджеску. До начала предвыборной кампании в Румынии его мало кто знал, но благодаря националистическим и популистским лозунгам, а также активной кампании в тиктоке он сумел обойти всех прочих кандидатов и набрать почти 23% голосов.
Джорджеску стал готовиться ко второму туру, назначенному на 8 декабря, но буквально за несколько дней до этого тогдашний президент Клаус Йоханнис обнародовал данные о российском вмешательстве в выборный процесс, на основании которых Конституционный суд отменил результаты ноябрьского голосования. За этим последовали массовые демонстрации в поддержку Джорджеску, а 10 февраля ультраправые партии в парламенте поставили вопрос об отстранении президента Йоханниса, вынудив его подать в отставку, хотя срок его полномочий и так истекал в мае.
Следующим эпизодом политического кризиса стал арест Джорджеску в Бухаресте 26 февраля, когда тот ехал подавать документы на участие в новых выборах. Через несколько часов правоохранители его отпустили, но право участвовать в новых выборах ему отстоять не удалось.
Согласно опросам общественного мнения, до задержания за Джорджеску были готовы отдать свои голоса 38% румын. И этот протестный электорат быстро нашел себе нового фаворита — главу ультраправого Альянса за объединение румын Джордже Симиона, который тоже участвовал в выборах 24 ноября, но стал лишь четвертым, получив 14% голосов избирателей.
4 мая Симион занял уже первое место, и политические последствия его победы не заставили себя ждать: в понедельник о своей отставке заявил премьер-министр социал-демократ Марчел Чолаку. Свое решение он объяснил тем, что правящая коалиция, образованная в декабре центристами и социал-демократами, должна была предложить кандидата, который победит на президентских выборах, однако ей это не удалось. В мае поддержанный коалицией кандидат Крин Антонеску занял лишь третье место. «Вчерашнее голосование показало, что коалиция утратила легитимность», — резюмировал теперь уже бывший премьер. Таким образом, сейчас в Румынии нет ни президента, ни премьер-министра — их функции выполняют председатель сената и министр внутренних дел.
Новый фаворит на выборах — 38-летний Джордже Симион. Он критикует ЕС и призывает присоединить к Румынии Молдову и часть Украины
Джордже Симион пришел в политику в 2019 году, когда он впервые решил баллотироваться на выборах в Европарламент как независимый кандидат. Предвыборную кампанию Симион проводил под лозунгом «Великая Румыния в Европе», сделав ставку на защиту прав румынских меньшинств в Сербии, Украине и других соседних странах, а также румынских эмигрантов, оказавшихся в странах Европейского союза. Ставка не сыграла — Симион получил чуть больше одного процента голосов и в Европарламент не попал.
В то время он не хотел вступать ни в какие партии, но через несколько месяцев передумал и в сентябре 2019-го выступил соучредителем Альянса за объединение румын. Новая партия выступала с характерной для ультраправых повесткой — ее идеологию хорошо характеризует лозунг «Семья, нация, вера и свобода». Партия скептически относится к ЕС и требует защищать от него национальный суверенитет Румынии. Кроме того, альянс выступает за объединение Румынии и Молдовы в границах до 1940 года.
В ковидном 2020 году с его ограничениями свобод и передвижения такая риторика вкупе с призывами сопротивляться массовой вакцинации оказалась по душе многим румынским избирателям — на первых же парламентских выборах альянс набрал 9%. Четыре года спустя, в декабре 2024-го, партии удалось удвоить этот результат, благодаря чему ей досталось 63 из 330 депутатских мандатов и 28 из 130 мест в сенате. Так альянс превратился во вторую политическую силу в стране после социал-демократов.
На выборах в ноябре 2024-го Джорджеску поддержал Джордже Симиона, хотя они были соперниками, и даже пришел вместе с ним голосовать на избирательный участок.
Кэлин Джорджеску и Джордже Симион голосуют на выборах президента. Бухарест. 4 мая 2025 года
Daniel Mihailescu / AFP / Scanpix / LETA
Однако избирателя Симион сумел привлечь прежде всего своими популистскими лозунгами вроде «вернуть румынам то, что у них отняли». Он выступает за контроль государством стратегически важных предприятий, например нефтяной компании Petrom или газодобывающей Romgaz, часто критикует ЕС и является сторонником альтернативной модели «Европы суверенных наций», которую пропагандируют премьеры Венгрии и Словакии Виктор Орбан и Роберт Фицо.
Симион утверждает, что в случае необходимости будет сопротивляться Брюсселю: «Если завтра ЕС примет новый закон, за который мы не голосовали… или законы, которые вредят Румынии, я использую все свои полномочия, чтобы не допустить вреда для моего народа».
Во многом его риторика перекликается с установками Дональда Трампа — недаром румынский политик любит носить красные бейсболки с надписью «Трамп, спаси Америку!», называет свою партию «трампистской» по стилю и подчеркивает, что у него есть связи в администрации США.
Впрочем, президент США не единственный образец для подражания Симиона. Он также восхищается крайне правым итальянским премьером Джорджей Мелони, которая, по его словам, вновь «вселила в итальянцев веру в европейский проект». Он даже призывал к «мелонизации» Европы. Итальянский премьер настолько вдохновляет Симиона, что в случае победы он пообещал последовать ее примеру и устроить в Румынии «симионизацию», правда, не пояснил, в чем именно она будет заключаться.
Во внешнеполитической сфере позиции Симиона весьма радикальны — он призывает вернуть Румынию к границам до 1940 года, что означает присоединение к ней Молдовы и части Украины. Соседям его призывы не нравятся. Молдавские власти еще в 2015 году выдворили Симиона из страны и запретили въезд «за организацию действий против конституционного порядка страны».
Киев тоже запретил ему въезд в 2024-м, мотивировав решение «систематической антиукраинской деятельностью этого политика, которая противоречит национальным интересам Украины и нарушает ее государственный суверенитет и территориальную целостность».
К Украине и российской агрессии против нее у Симиона отношение неоднозначное. С одной стороны, он называет Путина военным преступником, с другой — голосует против закона, который позволяет сбивать российские дроны, залетающие в румынское воздушное пространство.
Кроме того, Симион считает, что Киев ущемляет права полумиллионного румынского меньшинства, утверждает, что Румыния слишком много тратит на поддержку украинских беженцев, и обещает, что в случае прихода к власти прекратит предоставлять Украине военную и логистическую помощь. Учитывая, что 70% украинского экспорта зерна проходит через румынские территориальные воды, это серьезная угроза.
Симион также известен тем, что в 2022 году организовал публичную свадьбу, образцом для которой, по мнению румынских СМИ, стало скандальное бракосочетание националиста Корнелиу Кодряну, состоявшееся в 1925 году. Симион пригласил на свадьбу всех румынских граждан, забронировав для них бесплатные автобусы, — в итоге мероприятие посетили несколько тысяч человек.
Успех Симиона на выборах связан и с медийными технологиями. В этом плане ему было у кого поучиться: прошлой осенью его единомышленник Кэлин Джорджеску всего за месяц сумел добиться взрывного популярности благодаря тиктоку, который очень популярен в Румынии, особенно среди молодежи. Симион пошел по его стопам: ролики его эмоциональных выступлений на митингах, съемка крупным планом и кадры бэкстейдж обеспечили его аккаунту огромную популярность — накануне выборов у него было 1,3 миллиона подписчиков, а количество лайков, поставленных опубликованным им видео, превысило 30 миллионов.
Тикток помог Симиону мобилизовать не только молодежный электорат в Румынии, но и румын, проживающих за пределами страны. Если в самой Румынии он набрал 41%, то среди румынской эмиграции его поддержка составила 61%. Из общего числа в 3,8 миллиона голосов, поданных за Симиона 4 мая, 600 тысяч обеспечила диаспора.
Кандидаты, представляющие умеренные силы, говорят, что выборы — это борьба с антизападными силами. Но на фоне Симиона они выглядят бледно
Елена Ласкони, которая баллотировалась от либерального «Союза спасения Румынии» и в ноябре заняла второе место с 19 процентами, за минувшие полгода почти полностью растеряла свой электорат и набрала лишь 2,7% голосов.
Согласно опросам, проводившимся непосредственно перед майскими выборами, намного более солидные шансы были у Крина Антонеску, которого поддерживали входящие в правящую коалицию Социал-демократическая и Национал-либеральная партии — он должен был набрать до 23% голосов, что обеспечило бы ему выход во второй тур. Однако в действительности за него проголосовало лишь 20%, и он занял третье место.
В результате соперником Симиона во втором туре будет 55-летний Никушор Дан, которого поддержал 21% избирателей. Сооснователь и бывший глава «Союза спасения Румынии», он придерживается правоцентристских и прозападных взглядов, обещает бороться с коррупцией и увеличить расходы на оборону. В 2019 году Дан был избран мэром Бухареста и спустя пять лет переизбрался.
После оглашения результатов первого тура Дан дал понять, что рассматривает свое противостояние с Симионом как борьбу с антизападными силами: «Наша задача — убедить румын, что стране нужно двигаться в прозападном направлении, и именно на этом будет сосредоточена наша кампания в ближайшие две недели».
Однако Дану может многое помешать. Например, в румынской прессе его критикуют за давние тесные связи с предпринимателем Михаем Пэуном, который долгое время вел бизнес в России и Беларуси и в 2010-е хвалил Путина. Деятельность Дана на посту мэра румынской столицы тоже вызывает неоднозначные оценки: пытаясь защитить город от неконтролируемой застройки, он излишне затягивал выдачу разрешений на строительство больниц и музея памяти жертв холокоста.
В отличие от Симиона, Дану не удалось успешно использовать тикток и другие соцсети для продвижения, а в апреле он и вовсе прекратил агитацию в интернете. Кроме того, у Дана есть проблемы с электоральной базой: за него охотно голосуют образованные и состоятельные жители крупных городов, но в регионах его плохо знают и предпочитают голосовать за эпатажного Симиона с его яркими популистскими лозунгами.
Да и выбывшие из гонки кандидаты не торопятся высказываться в поддержку Дана. Так, в ночь после первого тура выборов Крин Антонеску, который, напомним, получил 20% голосов, заявил, что у него нет рекомендаций, за кого румынам следует голосовать 18 мая. Поэтому в объявленной Даном схватке между сторонниками и противниками Запада он сам явно не выглядит фаворитом.
Александр Дунаев
Румыния до 1940-х
Летом 1940 года Красная армия отправилась в Бессарабско-Буковинский поход, в результате которого Румыния была вынуждена передать СССР Бессарабию и Северную Буковину. Кроме того, 30 августа 1940-го по решению Второго Венского арбитража Румыния передала Венгрии часть Трансильвании, а неделю спустя заключила Крайовский договор, по которому вернула Болгарии Южную Добруджу. Общая площадь уступленных территорий превысила 100 тысяч квадратных километров.
«Европа суверенных наций»
Концепция, в рамках которой страны сохраняют свою независимость и автономию, не подчиняясь централизованным европейским институтам.
Насколько?
В 19-миллионной Румынии число пользователей тиктока достигает девять миллионов человек.
Румынская диаспора в Европе
Численность румынской диаспоры оценивается в 4–5 миллионов человек, из них около 90% проживает в Италии, Испании, Германии, Великобритании и США.
Подробнее
В частности, в мае 2024 года, когда шла кампания по выборам мэра Бухареста, румынский Newsweek опубликовал статью, из которой следовало, что Пэун тайно финансировал кампанию Дана, предоставляя ему уличные рекламные щиты для агитации по сильно сниженным ценам.
Почему?
На пресс-конференции в середине апреля Дан рассказал, что в инстаграме, фейсбуке и тиктоке его посты «получают по 10 тысяч комментариев, написанных на плохом румынском и отправленных с аккаунтов из Вьетнама, Пакистана, Бразилии, Индии и Индонезии». По его словам, в государственных структурах есть специалисты, которые могут пресекать это, но они ничего не делают. Дан не стал комментировать, кто стоит за атаками.
Свадьба Корнелиу Кодряну
Свадьба Корнелиу Кодряну в 1925 году прошла в монастыре Вэлэру, в окружении соратников и членов будущего ультранационалистического, фашистского движения «Железная гвардия». Церемония имела ярко выраженный религиозно-националистический характер: около 80 гостей исповедались и причащались. Атмосфера была пронизана мистикой и символикой, включая православные и оккультные элементы и свастики.